Независимая оценка пожарных рисков

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) — это альтернатива проверке объекта Государственной пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.

С принятием Федерального Закона о пожарной безопасности (123-ФЗ от 22 июля 2008 г. — «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 144 п.1) и выходом Постановления Правительства РФ N 304 от 07.04.09 г.

«Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет проверен, на договорной основе аудиторской организацией, имеющей соответствующую аккредитацию МЧС РФ. На данные организации частично переложены функции Госпожнадзора в плане проверки противопожарного состояния объекта защиты и выдачи соответствующего заключения.

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Независимая оценка пожарного риска включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде Заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — Заключение), направляемого (вручаемого) собственнику.

В Заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

в) реквизиты собственника;

г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных для независимой оценки пожарного риска;

ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение 5 рабочих дней после утверждения Заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Объекты защиты, на которых проведена оценка пожарного риска, в течение 3-х лет не включается в ежегодный план проведения плановых проверок, за исключением объектов защиты, эксплуатируемых организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности (в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере).

Заключение о соответствии, дает право руководителю и собственнику снять объект с учета пожарного надзора и не платить штрафные санкции.

Все эти права закреплены законодательством Российской Федерации:

1. Федеральный закон от 22.07.2008123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 (ред. от 02.10.2009) «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»

3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

4. Приказ от 30 июня 2009 года N 382 Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности.

5. Приказ от 10 июля 2009 года N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

6. Приказ МЧС России от 29.07.2015 N 405 (ред. от 20.05.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска».

Аудит ПБ — процедура добровольная, но его проведение имеет очевидные преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые заказывают оценку пожарных рисков для объектов защиты, находящихся как во владении, так и во временном пользовании.

Освобождение от частых проверок ГПН.

Контролирующие органы составляют ежегодные планы проверок, опираясь на риск-ориентированный подход. Это значит, что после проведения независимой оценки пожарного риска при наличии положительного заключения, полученного по результатам расчетов, многие собственники и арендаторы объектов защиты значительно увеличат интервал между проверками — наличие такого заключения «отодвигает» проверки объектов в конец имеющихся в органах ГПН списков, а также является основанием для ходатайства в территориальный надзорный орган о снижении категории пожарного риска.

Снижение рисков привлечения к ответственности.

Проведение пожарного аудита — надежный метод приведения объекта защиты в соответствие с обязательными требованиями ПБ и одновременно хороший повод для выявления рисков возгорания (в том числе из-за нарушений правил противопожарного режима), для составления плана противопожарных мероприятий по устранению рисков и выявления необходимости разработки специальных технических условий (СТУ) для объектов с нестандартными объемно-планировочными решениями или с отступлениями от действующих норм пожарной безопасности. Устранение всех недочетов в области пожарной безопасности позволяет избежать не только административных наказаний по статье 20.4 КоАП РФ, но порой и уголовной ответственности по статье 219 УК РФ, если уполномоченные лица, руководители, собственники по неосторожности или халатности допустили тяжкий вред здоровью человека или гибель людей в результате пожара. Важно понимать, что иногда незначительные, на взгляд ответственных лиц, нарушения требований ПБ, развиваясь в масштабе по принципу цепной реакции, приводят к настоящим катастрофам с многочисленными жертвами и безвозвратной утратой материальных ценностей.

Регистрация пожарной декларации.

Декларация пожарной безопасности не только сама является документированной формой оценки соответствия требованиям ПБ — она также может содержать результаты проведенной оценки пожарного риска. При наличии экспертизы на объекте защиты в первом разделе пожарной декларации приводятся допустимые и расчетные показатели пожарного риска и указываются меры, предпринятые для обеспечения нормативных значений. В этом случае декларация подается вместе с отчетом, содержащим все необходимые расчеты со ссылками на применявшиеся «Методики определения расчетных величин…» и на источники исходной (справочной) информации. В отчете также описываются объемно-планировочные особенности объекта защиты и размещается вывод о его соответствии требованиям пожарной безопасности. Декларация является веским доводом в пользу снижения категории пожарного риска со всеми вытекающими отсюда выгодами.

Если вы не знаете категорию риска, которая была присвоена вашему объекту защиты, при наличии подтвержденной учетной записи можно сделать соответствующий запрос удаленно через ЕПГУ. Для этого необходимо отправить заявление, заполненное по форме, утвержденной приказом МЧС РФ от 14 декабря 2018 года № 600, и подождать — ожидание может занять порядка 18 рабочих дней. Выписка или уведомление об отказе в ее предоставлении будет направлена вам также в электронной форме или по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 20 Положения о федеральном пожарном надзоре, каждый объект должен быть отнесен к одной из категорий пожарного риска (см. табл.), и при его отнесении в определенную категорию учитываются:

  • тяжесть последствий несоблюдения требованиям ПБ (пункт 2 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре);
  • возможность понизить (повысить) категорию пожарного риска при наличии оснований — критериев вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований ПБ (пункт 3 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре).

Зависимость периодичности проведения плановых проверок от категории пожарного риска (табл.)

Классы / категории опасности Категории пожарного риска Описание группы объектов защиты Периодичность проведения плановых проверок
1 Чрезвычайно высокий

1. Дошкольные и другие учреждения с одновременным пребыванием (или проживанием) более 10 детей.

2. Детские лагеря с круглосуточным пребыванием детей.

3. Геронтологические центры, специальные дома для инвалидов с одновременным пребыванием более 10 человек.

4. Объекты спецназначения для мобилизационной подготовки и мобилизации.

Ежегодно
2 Высокий

1. Объекты с временным пребыванием более 5000 человек единовременно (кроме объектов транспортной инфраструктуры).

2. Учебные заведения начального, основного и среднего общего образования.

3. Социальные и медицинские учреждения с проживанием или временным пребыванием людей в ночное время (кроме объектов чрезвычайно высокого риска).

4. Объекты обороны, военной инфраструктуры и спецназначения для стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

1 раз в 2 года
3 Значительный

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 1000 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов чрезвычайно высокого и высокого риска).

2. Культурно-просветительные и зрелищные организации в закрытых помещениях (кроме объектов высокого и чрезвычайно высокого риска).

3. Социальные и медицинские учреждения с временным пребыванием людей (кроме объектов высокого и чрезвычайно высокого риска).

4. Объекты высотой более 50 метров (кроме жилых домов и объектов чрезвычайно высокого и высокого риска).

5. Жилые «высотки» более 75 метров в высоту.

6. Учебные заведения профессионального образования и общежития образовательных организаций.

7. Объекты метрополитенов, автомобильные и ж/д тоннели, обеспеченные техническими средствами противопожарной защиты.

8. Аэропорты федерального значения, ж/д вокзалы вместимостью более 700 человек, морские и речные пассажирские порты.

9. Объекты категорий повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности.

10. Объекты, критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия.

11. Государственные объекты хранения материальных ценностей (Госрезерв, книгохранидища, архивы, таможенные терминалы).

12. Объекты обороны, безопасности, военной инфраструктуры и спецназначения.

13. Учреждения УИС и следственные изоляторы.

1 раз в 3 года
4 Средний

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 200 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

2. Жилые «высотки» от 28 м (кроме объектов значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

3. Аэропорты локального значения, ж/д вокзалы вместимостью до 700 человек, морские и речные порты, автовокзалы.

4. Объекты категории пожароопасности.

5. Наружные установки категорий повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности.

6. Дипломатические и консульские учреждения, представительства РФ за рубежом.

Не чаще 1 раза в 5 лет
5 Умеренный

1. Объекты для проживания или временного пребывания более 50 человек единовременно (кроме жилых домов и объектов среднего, значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска).

2. Объекты категорий умеренной и пониженной пожароопасности.

3. Наружные установки (кроме установок среднего и значительного риска).

Не чаще 1 раза в 6 лет
6 Низкий Все объекты, не отнесенные к более высоким категориям риска. Не проводятся

Плановые проверки теперь разрешено проводить чаще на 1–4 года, в зависимости от присвоенной объекту категории риска.

Кроме того, ГПН в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков отныне осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований.

Основанием для проведения плановой проверки теперь является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты: ввода объекта защиты в эксплуатацию.

Что же касается правил понижения/повышения категории риска определенных объектов защиты, то они меняются следующим образом:

  1. Поднимать или опускать объект защиты из одной категории риска в другую можно только на одну ступень.
  2. В случаях, когда объект подходит для его помещения сразу в несколько категорий риска, он должен быть отнесен к категории с наибольшим риском.
  3. Категорию высокого риска можно понизить до категории значительного риска, и наоборот, значительный риск при наличии неблагоприятных условий может быть поднят до категории высокого риска.

На сайте Генпрокуратуры РФ можно узнать, включена ли организация или ИП в план проверок на текущий год. Длительность проведения проверки ФГПН определена в статье 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ: она не должна превышать 20 рабочих дней, для малых предприятий — 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год, но при наличии оснований проверка может продлеваться еще на такое же время.